Современные технологии в автомобильных аккумуляторах: что нужно знать при выборе
Автомобильный аккумулятор считается одним из самых важных элементов устройства транспортного средства, так как именно он представляет собой источник энергии, на которой функционирует практически все. Чтобы правильно подобрать АКБ, нужно понимать различия между моделями и следовать правилам выбора.
Устройство аккумулятора
Несмотря на то, что практически все батареи внешне выглядят похоже, внутри они технологически отличаются. Поэтому перед покупкой следует разобраться, какая модель лучше подойдет определенному транспортному средству.
Типы аккумуляторов имеют буквенное значение: WET (SLI), EFB, AGM, GEL. Таким же образом обозначаются и зарядные устройства, так как для каждой разновидности батареи нужен свой прибор.
Существует два основных типа АКБ.
- С жидким электролитом.
- С герметичным корпусом.
К первому типу относятся классические модели WET (SLI) и усиленные EFB. Во вторую группу входят устройства с абсорбированным электролитом AGM и гелевые GEL.
Особенности классических АКБ
Батареи с маркировкой WET — традиционные устройства со свинцово-кислотной начинкой. В качестве проводника тока в них используется жидкость. Такие аккумуляторы экономичны и просты в эксплуатации, так как могут обслуживаться. При должном уходе можно значительно продлить срок их эксплуатации. Герметичные батареи не требуют обслуживания, но и работают только определенное производителем время.
Однако следует понимать, что классика с жидким электролитом даже при тщательном уходе не справится с тяжелыми условиями обслуживания мощной аудиосистемы, дополнительных фар, предпускового подогревателя и лебедки. Для хорошо экипированных автомобилей нужно выбирать более технологичные модели EFB и AGM. Усиленный EFB оснащен более толстыми пластинами, завернутыми в специальное волокно. Он успешно справляется с большим потреблением энергии и не разрушается от глубокого разряда.
АКБ с абсорбированным электролитом
Технология аккумулятора AGM значительно отличается. Электролит в нем представлен не в виде жидкости, а в виде стекловолокна, пропитанного жидкостью и проложенного между пластин. Устройство не боится тряски и смены положения. Ему также не повредят и глубокие разряды. Батареи AGM герметичны, и в них периодически скапливаются газы, для сброса которых предусмотрен аварийный клапан. Единственный недостаток таких устройств — высокая цена.
Особенности гелевых аккумуляторов
Батареи с наполнителем из геля тоже относятся к ряду герметичных моделей. Электролит в них пребывает в твердом состоянии и состоит из застывшей смеси кислоты и силикагеля. Настоящие гелевые аккумуляторы обычно применяются на спецтехнике и на мотоциклах для стартера.
Химический состав АКБ
Кроме конструктивных особенностей, батареи могут отличаться по типу легирующих элементов, то есть веществ, добавленных к свинцу для улучшения его физических и химических свойств. Присадки обычно отражаются в маркировке моделей буквенными обозначениями. Для аккумуляторов применяются два химических элемента.
- Сурьма.
- Кальций.
Сурьмянистые и малосурьмянистые АКБ считаются классическими. У них есть существенный недостаток — они саморазряжаются и допускают выкипание электролита. Такие батареи требуют регулярного ухода и доливания дистиллированной воды. Малосурьмянистые устройства содержат меньше сурьмы, но тоже нуждаются в регулярном обслуживании.
Технология легирования кальцием значительно отличается. Химический элемент не дает жидкости испаряться, поэтому батарею обслуживать не нужно. Аккумулятор сам почти не разряжается и не боится перезаряда. Основной его недостаток — быстрое разрушение пластин при глубоком разряде.
Кальциевый жидкостный аккумулятор — лучший выбор для современных авто. Нужно лишь внимательно следить за уровнем заряда.
Показатели АКБ
Кроме особенностей конструкции и химического состава есть у моделей отличия по количественным показателям: по емкости и пусковому току. Для бензиновых двигателей обычно берут емкость побольше — 60 А/ч. На пусковой ток влияют технологии изготовления. Батареи с большим показателем пускового тока крутят стартер намного активнее.