Автомобильные аккумуляторы для разных видов транспорта: особенности и характеристики
Аккумуляторная батарея представляет собой важный элемент устройства транспортного средства, так как служит источником электроэнергии. Даже при идеальном уходе она рано или поздно требует замены. При покупке нового устройства следует выбирать такую модель, которая лучшим образом подойдет определенному автомобилю.
Типы аккумуляторов
Внешний вид всех АКБ, примерно, одинаков — прямоугольный корпус, включающий в себя шесть банок с электролитом и пакеты пластинчатых электродов с положительной и отрицательной полярностью. Наиболее распространены батареи с серной кислотой. Они энергоемки и эффективны, но создают вредные испарения.
Различаются аккумуляторы по химическому составу пластин и по видам электролита. Обычно выделяют восемь видов батарей:
- сурьмянистые;
- малосурьмянистые;
- кальциевые;
- гибридные;
- гелевые;
- AGM;
- EFB;
- щелочные.
Модели с сурьмой считаются классикой. Благодаря этому химическому элементу свинец становится более крепким. Однако АКБ сурьмянистого типа нуждаются в постоянном уходе и добавлении выкипающего электролита. Они стоят недорого и не боятся глубоких разрядов. Но при этом не переносят качку и переворачивание, саморазряжаются и имеют слабый пусковой ток. Такие модели чаще ставят на устаревшие отечественные авто.
Малосурьмянистые аккумуляторы более устойчивы к выкипанию. Они тоже требуют регулярного ухода, но в умеренной степени. Такие батареи тоже демократичны по цене, но при этом медленнее разряжаются. Их можно использовать на любых автомобилях.
В кальциевых аккумуляторах помимо основного элемента нередко присутствует и небольшая доля серебра. Современные модели не боятся перезарядов, в них не выкипает электролит. Они не нуждаются в обслуживании, обладают хорошей энергоемкостью мощными возможностями пускового тока. Саморазряд в них минимален. Но у кальциевых АКБ есть и недостатки — высокая цена и разрушение после нескольких глубоких разрядов. Также они плохо переносят скачки напряжения, характерные для отечественных авто. Кальциевые АКБ лучше использовать на иномарках.
В гибридных моделях соединились лучшие качества сурьмянистых и кальциевых АКБ. В них плюсовые пластины покрываются сурьмой, а минусовые — кальцием. Иногда к кальцию добавляется немного серебра. Батареи такого типа нуждаются в легком, ненавязчивом обслуживании, примерно, раз в полгода. Они не страдают от глубоких разрядов и не боятся перезаряда, устойчивы к скачкам напряжения. Цена вполне приемлема, срок службы достаточно велик.
У гелевых аккумуляторов немало плюсов. Они не теряют жидкость и могут оставаться исправными в любом положении. Модели не подвержены саморазряду и могут храниться в пассивном состоянии до двух лет. Они очень долговечны — служат более 10 лет и не портятся при глубоком разряде. Стоимость гелевых АКБ довольно высока, хотя они не очень хорошо переносят сильные холода — кристаллизуются. Для них нужны специальные зарядные приборы. Гелевые аккумуляторы ставят только на надежные машины, где исключены перепады напряжения и замыкания. Это премиальные авто, спецтехника, мотоциклы, катера, самолеты.
Батареи AGM заполнены стекловолокном, пропитанным гелем. Пластины в устройствах надежно защищены и не осыпаются. Аккумуляторы с абсорбирующим материалом не нуждаются в обслуживании, но стоят очень недешево. Они тоже применяются чаще на премиальных автомобилях, где это требуется производителем. Другие АКБ устанавливать нельзя. Срок службы их достаточно долог — 10-15 лет.
Батареи с технологией EFB представляют собой нечто среднее между кислотной классикой и AGM. Электроды в них утолщены и запакованы в специальные микроволоконные конверты вместе с электролитом. Эти устройства отлично работают в городских условиях с короткими перемещениями и стоянием в пробках.
Последний вид аккумуляторов — щелочные. Они достаточно габаритны и имеют низкий уровень напряжения. Такие модели обычно стоят на грузовиках и различной спецтехнике.
При выборе АКБ специалисты рекомендуют не гоняться за мощностями, а следовать собственным предпочтениям и возможностям автомобиля.
В приоритете уже долгое время пребывают кальциевые и гибридные модели.