Емкость автомобильного аккумулятора: значение, как проверить?
Емкость аккумуляторной кислотной батареи (АКБ) для автомобиля – один из ведущих показателей выбора аккумулятора для замены вышедшего из строя устройства или для улучшения эксплуатационных свойств машины. Она определяет объем электроэнергии полностью заряженного блока и период его эксплуатации между зарядками. В течении 2-3 летнего срока эксплуатации емкость начинает уменьшаться. Чтобы не попасть впросак, ее необходимо время от времени измерять.
Емкость батареи измеряют в ампер часах. Ее размер указывается на наклейке, расположенной на корпусе. У аккумуляторов имеется стандартный цикл разряда 10 или 20 часов. То есть индекс 72 А\ч означает, что блок будет выдавать заряд 3,6 А в течение 20 часов. Эти данные относятся к номинальному значению, указанному в паспорте автомобиля. По ним происходит подбор источника электропитания для авто. Существует еще и резервная емкость.
Резервное значение определяет продолжительность работы аккумулятора при неисправном генераторе. Изготовители установили значение силы тока 25 А и количество минут, на протяжении которых он будет функционировать. Эти показатели относятся к аварийному освещению и обогреву салона.
Также существует понятие фактической емкости АКБ. Она в 99 случаях из 100 отличается от паспортной. Определяется путем измерения и зависит от внешних условий эксплуатации или хранения изделия.
Как проверяют емкость АКБ?
Существует несколько методов проверки параметров фактической емкости аккумулятора:
- Измерение с помощью тестера. Подбирается оптимальный режим проверки. Данные, установленные прибором, считаются приблизительными. Точное значение можно высчитать по формулам из учебника физики, замерив необходимые показания.
- Самый простой способ – проверка мультиметром. Прибор имеет несколько режимов работы и позволяет установить фактические характеристики разными способами.
Тестирование под нагрузкой
Для нагрузки на батарею во время тестирования используется включенная фара. Если во время испытания яркость лампочки снижается, можно прекращать проверку. Это является признаком неисправности источника питания.
Фара в качестве нагрузки выбрана не просто так, а с учетом ампеража. Если в паспорте автомобиля указана номинальная емкость 70 А\ч, то величина нагрузки должна составлять 3,5 В. Наружная оптика как раз соответствует этим показаниям.
Последовательность операций при установке фактической емкости аккумуляторной кислотной батареи:
- АКБ отключается от генератора.
- Подводится нагрузка. При включенной фаре аккумулятор должен отработать 1-2 минуты.
- Нагрузка отключается.
- Подключается мультиметр, и на протяжении 20 секунд производится замер емкости.
- Данные прибора записываются.
Если мультиметр зафиксировал напряжение 12,4 В, то батарея работает исправно. При показателях 12 В и ниже необходимо закладывать бюджет на смену источника питания.
Измерение напряжения
Для измерения напряжения АКБ переключают в режим вольтметра. Если для диагностики задействована нагрузка в 20 В, то настраивается соответствующее значение. После чего к клемме со значком «-» подводят черный проводок, а со значком «+» — красный. При постоянном токе на мониторе мультиметра отобразится напряжение.
Если на мониторе отобразилось 12,5 – 12,7 В, то аккумулятор исправен, имеет достаточный запас емкости. При меньших значениях стоит задуматься о покупке нового источника питания.
Метод контрольного разряда
Для данной методики необходимо рассчитать нагрузку в противовес силе тока. Ее можно найти в паспорте АКБ. Мультиметр подключается к батарее, включается нагрузка. Наблюдения проводятся до той поры, пока сила тока не упадет до 50%. Если полученное число будет на порядок ниже прописанного в паспорте, емкость АКБ не достаточная. Надо готовиться к ее замене.
Подводя итоги
Систематическая проверка фактической емкости АКБ позволит избежать непредвиденной ситуации, когда в нужную минуту автомобиль не сможет завестись. Особенно актуален данный вопрос в зимний период, когда изношенный аккумулятор может разрядиться в ноль и больше не активироваться на стоянке торгового центра, рабочей парковке, в неутепленном гараже.